karyatyda (karyatyda) wrote,
karyatyda
karyatyda

Categories:
  • Mood:

Свято-Пафнутиев монастырь

Ну что же, надо наконец рассказать и о Свято-Пафнутиевом Боровском монастыре. От самого Боровска его отделяет расстояние в три километра. Мы поступили просто: доехали сначала до монастыря, а потом решили не спеша осматривать город. И не прогадали. Хотя из дома мы выезжали при довольно скучном небе, стоило нашему автобусу отъехать от Балабанова - и на горизонте начали громоздиться облачные замки. Впрочем, дорога ведет от шоссе через бор с высоченными соснами, и этой красоты некоторое время не видно. Зато потом... Но обо всем по порядку.


Свято-Пафнутиев Боровский монастырь основан в середине XV века (1444 год; удобно запоминать) преподобным Пафнутием Боровским на левом берегу реки Протвы. В тот год игумен Боровского Покровского Высокого монастыря Пафнутий перенес тяжкую болезнь и решил поселиться в месте отдаленном и пустынном. Новый монастырь взяли под опеку московские князья, щедро жертвовавшие обители и приглашавшие для росписи храмов известных мастеров - собор, например, расписывали Митрофан и Дионисий. До самого Смутного времени русские цари считали преподобного Пафнутия своим покровителем. Но ведь монастыри еще и крепости, и в XVI веке монастырь обносят мощной стеной с башнями (по некоторым сведениям их строительством руководил не кто-нибудь, а Федор Конь), и не зря: в 1610 г., когда Лжедмитрий шел на Москву, в стенах обители держали оборону под предводительством князя Михаила Волконского. Но изменники открыли ворота Самозванцу, и княжеское войско вместе с братией перебили, а монастырь разграбили.
С течением времени монастырь оправился, отстроился и к концу XVII века достиг своего расцвета. Однако тогдашний игумен Павел не принял реформ нового патриарха Никона - и был казнен.В шестидесятые годы того же столетия в Пафнутиевом монастыре некоторое время содержался мятежный протопоп Аввакум, а десятилетием позже - боярыня Морозова, уморенная затем голодом в Боровском остроге.
С реформами Никона начался упадок монастыря. При Екатерине II в обители было оставлено всего 33 насельника, а монастырские угодья отошли в казну.
Отечественная война 1812 года тоже оставила недобрый след в истории монастыря: обитель была превращена наполеоновскими войсками в конюшню, а в кострах французских солдат сгорела богатейшая монастырская библиотека.
К началу XX в. в монастыре было шесть каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм Пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех Святых. Но в 1919 году монастырь был превращен в музей, а к 1923 году монахов окончательно изгнали. Имущество отчасти досталось Главмузею, отчасти было расхищено. В Великую Отечественную обитель вновь разорили, в послевоенные годы использовали как хозяйственную площадку и восстанавливать начали только в шестидесятых. Вот что можно прочесть об этом периоде на сайте Калужской епархии:
"В 1918 г. монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 г., при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения. На следующий день из Калуги и Боровска сюда прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 г. Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI в. иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 г. был снесен храм в честь Всех Святых, а в 1932 г. с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 г. Но вплоть до 30-х гг. в монастырь к мощам преподобного Пафнутия продолжали стекаться верующие с разных концов России. Как видно из отчета комиссии губотдела ОГПУ, проверявшей 23 августа 1928 г. «на предмет чистки» всех проживающих на территории монастыря, святые мощи Преподобного привлекали огромное число паломников, а также собирали здесь множество священно- и церковнослужителей. В связи с этим даже поднимался вопрос об изъятии мощей.
После Великой Отечественной войны в монастыре разместились историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 г. была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня.
В ночь на 14 мая 1954 г., в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии.
В 1991 г. монастырь вернули Церкви. Тогда и началось его настоящее возрождение".



Сейчас путникам, выходящим из леса, монастырь предстает вот таким (видны Поваренная - угловая - и Тайницкая башни):

IMG_9387.JPG



Но это вид со стороны монастырских земель, вход сюда возможен лишь с разрешения наместника. Да, ворота были открыты - но на них висело соответствующее объявление, почему мы и не полезли на более выгодные точки съемки. А территория немаленькая:
IMG_9388.JPG

Вход в монастырь - Святые, или Проломные, ворота:
IMG_9391.JPG
За фотосъемку на территории монастыря отдаем пожертвование - сто рублей (с человека), взамен получаем квиток с печатью; охранники якобы иногда проверяют. Здесь же можно взять напрокат юбку. И вот первый кадр на земле монастыря (люди - для масштаба):
IMG_9392.JPG

Зелено, все цветет. Гортензии и колокольня Христорождественского храма (построена в 1690 г.), здание подле нее - двухэтажная трапезная:
IMG_9395.JPG

А вот целый комплекс церквей: в центре - собор Рождества Богородицы (впервые построен в 1444 г. Пафнутием, в 1466 г. заменен пятиглавым белокаменным собором, еще раз перестроен в конце XVI в.), в глубине - церковь Святителя Митрофана (красная) с примыкающим к ней настоятельским корпусом.
IMG_9399.JPG

Еще Митрофановская церковь:
IMG_9402.JPG

Больничный храм Пророка Илии (1670 г.). Стены сохранились в первозданном виде, окна были расширены):
IMG_9404.JPG
Вокруг не обошли, не знали, можно ли: храм отделен от остальной территории решеткой (на самом деле - для болящих, но откуда же знать...). А жаль, он красивый.

Гостиный корпус:
IMG_9411.JPG

Взгляд с крыльца Рождественского собора:
IMG_9415.JPG

Выйдя из монастыря, мы отправились в Боровск. Хотели идти пешком, но и насельники, и паства в один голос нас отговорили. Почему - неизвестно, но мы поверили и уехали автобусом.
Tags: femme photale, бродилки, города, за горизонтом, фоторадости
Subscribe

  • Еще коллаж

    Повтор из ФБ. Посетители оранжереи.

  • Бродилки

    Немного прогулялись около "Тульской" и вокруг Полянки. 1. 2. 3. 4. 5. 6.

  • Вернулась

    Выставка позади, силы помаленьку возвращаются. Устали оба очень, зато наконец повидались с теми, кого не видели давным-давно, прокачали скилл общения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Еще коллаж

    Повтор из ФБ. Посетители оранжереи.

  • Бродилки

    Немного прогулялись около "Тульской" и вокруг Полянки. 1. 2. 3. 4. 5. 6.

  • Вернулась

    Выставка позади, силы помаленьку возвращаются. Устали оба очень, зато наконец повидались с теми, кого не видели давным-давно, прокачали скилл общения…