...«бумажная книга vs электронная»: годам к тридцати, на некотором жизненном переломе, завелся – именно что завелся: сам собою, «без всякого предупреждения», как пишут в переводах милые сердцу пермяки, и обосновался где-то внутри, обстоятельно, всерьез и надолго, - так вот, завелся у меня любимый роман. «Мальчик» Олега Стрижака. Вышел он тогда в двух номерах «Дружбы народов», был решительной, но нежной рукою выдран из журнала и сохранен и впоследствии перекочевал вместе со мной в новое жилище. С годами его поглотила наша книжная топь, а нынешним летом я радостно обрела любимую книжку в электронном виде. С замиранием сердца кинулась перечитывать, и… как лбом в стекло с разбегу. Штука вот в чем: изрядная доля прелести этого чрезвычайно питерского романа («романа в двух реках, шести каналах…», по определению самого автора, хотя из электронного варианта оное определение исчезло, да и роман отчего-то называется теперь «Город») ушла – бесконечные сноски, нестерпимо объемистые, порой досаждающие, которые, однако, необходимо читать - читать сразу, «к месту» - вынесены в конец романа. Все. Амба. Ощущение диалога пропало. А может, я просто брюзжу?
Но, кажется, я немного вышла за пределы Вашего поста - ведь Вы не о том. А книгу Стрижака, увы, читать не довелось...
А Стрижака можно читать, можно не читать. Просто он какой-то очень-очень питерский.
У меня есть два издания "Алисы", в одном сноски и комментарии (а их безумное количество) в конце книги, в другом - по ходу текста. Так вот, в варианте, где сноски идут внизу каждой страницы, я через пару глав забываю про текст "Алисы" напрочь. Наверное, это не совсем хорошо. Выглядит, как совершенно не связанная с основной вторая сюжетная линия. Мозг отказывается переключаться. Но интересно же!
"Алиса", богатая комментариями, - это, наверное, академическое издание. А еще есть чудная старая книжка 'Topsy-Turvy World' (могу наврать с названием, давно в руках не держала) про историю создания. Стихов в частности. И фишки перевода.
Тогда тут не ворчать надо. А плеваться ядовитой слюной и писать обидные письма в редакцию. В таком разе это свинство.
Зато слава. И почет.