
Зато репьи жирные!

Теперь немного подробнее (по наловленному в сети). Впервые построить на берегу Волги большой собор в память невинно убиенных Бориса и Глеба повелел Владимир Старицкий. Сказано князем - сделано подданными. К 1561 году поднялся на речном берегу, у самого обрыва, храм о пяти шатровых главах, украшенный керамическими иконами, двумя керамическими панно на тему Распятия и под самыми шатрами - керамическими же поясами с цветочным узором (глазури, к слову сказать, были пяти разных цветов). Высота центральной башни достигала тридцати метров. Но… нет уже того красавца-храма: он сильно пострадал во время ливонского нашествия 1609 г. – сожжен, не восстанавливался, в разное время использовался то как острог, то как приказная изба, то как склад пушек, а в 1802 г. (по другим данным – в 1804) разобран «по ветхости», да и город Старица, оказывается, давно занимает совсем другую территорию, земли бывшего посада.
Что же за Борисоглеб открывается туристу, поднимающемуся на валы за церковью Параскевы Пятницы? Дело вот в чем. В конце XVIII в. вышел указ о возведении в некоторых городах Тверской губернии новых соборов взамен ветхих. В этот перечень попали, в частности, Зубцов, Вышний Волочек и Старица. Были выделены средства, а в первое десятилетие XIX в. утвердили проект постройки, заказанный не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге. Автором считается швейцарский архитектор Луиджи Руска (это он строил питерский Манеж и участвовал в проектировании летних резиденций российских государей, например, Царского Села и Петергофа). Может быть, поэтому собор Бориса и Глеба в Старице так напоминает церковь Всех Скорбящих Радости в Петербурге. Однако храм выстроили летний, без колокольни, и в 1817 г. протоиерей собора испросил разрешения (а также средств) на постройку колокольни с теплой церковью под нею (Спаса Нерукотворного). И колокольню выстроили – по утвержденному в губернии проекту архитекторского ученика Матвея Чернятина, уроженца Старицы. Место под постройку городская дума отвела на площади близ присутственных мест.

Новый собор пострадал от бомбежек в Великую Отечественную войну, затем использовался для хозяйственных нужд. Сейчас ни церковь-колокольня, ни собственно собор не реставрируются.

Чуть ближе:

Вот такая трава.

Стоишь в ней, воздух золотистый от солнца и пыльцы, небо синее куполом, облака... "Дорогие читатели! В который уже раз задаюсь вопросом: а правда, отчего люди не летают, как птицы? Ваша Катерина".

А птицы летают, летают! Стрижи, конечно.

Представьте-ка пять шатров вместо пяти куполов. Да многоцветные изразцы. Да над обрывом...

Уходим в небо.

С другой горочки виды такие:

Ну вот еще одна - и, ей-боженьки, всё!

Что же остается? Сущие пустяки - прогулка по улочкам Старицы без особой цели, методом "что вижу, про то пою". Если божок ЖЖ будет ко мне благосклонен, то в ближайшие дни мы с вами пройдем этим недлинным маршрутом, глазея по сторонам.